Роль сказки в обучении и воспитании ребёнка

Каждому в детстве папы, мамы или бабушки, дедушки читали сказки. Наверное, многие русские люди наизусть знают сюжеты народных сказок, которые до сих пор передаются из уст в уста от старшего поколения к младшему. Почему же эта традиция существует уже не один век?

Общеизвестно, что дети воспринимают наиболее важную информацию только через красочные образы. Поэтому сказки – лучший способ передачи необходимый первичных сведений об окружающем мире.

Если в первые десять лет жизни родители или другие родственники рассказывают сказки и объясняют их смысл, у ребенка формируются правильные представления о взаимоотношениях между близкими и незнакомыми друг другу людьми, о добре и зле, о хорошем и плохом.

Обсуждения сказочных ситуаций с папами, мамами, бабушками и дедушками помогают малышу усваивать жизненные уроки и проводить аналогии с реальностью. Впоследствии у ребёнка сформируется способность делать правильный выбор в нужное время, видеть позитивные и негативные стороны в любой ситуации. Такой малыш без труда сможет выделить следствие и причину происходящих событий, увидеть цель своей жизни и проявить свои лучшие качества осознанно.

Если же сказочные истории не обсуждались в кругу семьи, то понятия из сказки находятся в пассивном состоянии – ребёнок знает их, при необходимости вспомнит, но не сможет применить на практике в реальной ситуации.

В любой сказке заложена простая идея: единство природы и человека. Ребёнок понимает, что окружающий нас мир живой, у него есть чувства и мысли. Это необходимо для создания более осмысленного и бережного отношения к живым и неживым объектам, осознания, что каждый имеет право на существование.

Сказки способствуют формированию у ребёнка необходимых качеств для дальнейшей жизни.

  • В каждой сказке традиционно побеждает добро, что развивает стремление к лучшему и силу духа.
  • Уже в сказках ребёнка учат, что только трудом можно добиться чего-либо, а то, что даётся легко, может быстро уйти. К малышу приходит осознание, что людям в реальной жизни, как и положительным героям в сказке, необходимо пройти испытания и приложить усилия для достижения цели.
  • В сказках главному герою помогают различные существа, волшебные предметы и другие необычные помощники. Но они появляются лишь в ситуациях, когда персонаж не может справиться сам. Эта идея формирует чувство самостоятельности и доверия к окружающему миру и людям.

Ещё наши предки заметили, что сказки положительно влияют на развитие подрастающего поколения.

  • если родители объясняют ребёнку незнакомые слова в сказках, его словарный запас увеличивается;
  • если просить малыша пересказать сюжет сказки, у него появится умение передавать свои мысли чётко и грамотно. Также ребёнок научится отделять второстепенное от главного, делать выводы, отстаивать свою позицию, что пригодится ему в будущем;
  • если взрослые будут читать сказки с выражением и правильной интонацией, ребёнок, подражая старшим, сам будет стараться говорить более эмоционально;
  • фантазию и воображение не развить без чтения сказок.

Если история заинтересовала ребёнка, малыш обязательно начнёт представлять себе героев и додумывать сюжет.

По материалам “Портал учителей”