Куда пойти учиться, чтобы стать успешным человеком? «Поступи Онлайн» спросил об этом у Игоря Рыбакова — предпринимателя, участника списка богатейших людей России по версии журнала Forbes. Публикуем его колонку!
Я считаю, что люди с хорошим образованием — это совсем не обязательно те, кто закончил вуз. В Советском союзе на 240 миллионов граждан приходился 1 миллион студентов. А в современной России на 140 миллионов граждан приходится уже 7 миллионов студентов! Этот показатель — один из самых высоких в мире. Даже в США он ниже. В вузы идут не только те, кто действительно хочет получить знания, но и те, кому эти знания на самом деле не нужны. Поэтому зачастую учеба в университете превращается в игру — вроде продленки после школы.
Разумеется, после 9 класса трудно принять решение, куда идти: в колледж или в старшую школу, чтобы готовиться к ЕГЭ. Взрослые набрасываются на школьника и говорят: «Тебе нужно высшее образование! Иначе ты будешь ужасно себя чувствовать». Но если в действительности подростку не нужна профессия, которую ему предлагают получить в вузе, он попросту останется на иждивении у родителей и будет тренироваться в выученной беспомощности, а после поступит в группу продленного дня под названием «университет», чтобы не идти в армию (для мальчиков) или удачно выйти замуж (для девочек). Он будет сидеть там четыре года, и об автономности, самостоятельности и ответственности в этом случае и речи не будет.
В итоге, к 22 годам мы получим человека с искореженной психикой, который не привык полагаться на себя. Он ждет, что все само собой наладится, и в этот момент бетонная плита взрослой жизни придавливает его. Это воронка сужающихся обстоятельств, которая приводит к одному вопросу: «Кто я? Как выбраться из этого положения?».
Что ж, отмотаем назад. Ты в 9 классе. Что будет, если ты поступишь в колледж, пойдешь работать и найдешь себе дело, в котором у людей будут гореть глаза? Ведь там, где есть такие люди, на самом деле и происходит учеба и становление человека.
Знаете, в 5 или 6 классе в деревне я научился управляться с инструментами: топором, молотком. В итоге к 9 классу я уже кое-что умел — поэтому, когда я сказал родителям, что хочу автономности, они отправили меня в стройотряд. Там были студенты, старше меня, но поскольку я умел держать молоток, а они — нет, каким-то образом меня сделали бригадиром. Внезапно я понял, что я уже штукатур, маляр, плотник. Я не просто изучал эти вещи — я их проверил на практике. Более того — у меня была возможность руководить людьми.
Благодаря опыту в рабочей профессии я построил свой бизнес. Много раз владение рубанком, а также знание, что у меня руки растут из нужного места, создавало основу, которая позволяла компании храбро идти в бой, в то время как другие отказывались.
Никакой связи между дипломом вуза и успехом не существует. Питер Тиль вылетел со 2 курса. Марк Цукерберг — тоже. В то же время, есть тысячи успешных людей, которые не просто получили высшее образование, но закончили учебу с отличными оценками. Сам факт получения образования ничего не определяет: можно шесть лет отсидеть на университетской скамье и выйти с таким же девственно чистым интеллектом, с каким ты туда зашел. Миф о высшем образовании как панацее от всех возможных жизненных проблем мне кажется вредоносным. Человек думает: «Я поступлю в вуз, теперь все произойдет само, а я ничего не буду делать». Увы: это не так. Нужно работать над собой, самому.
Успешный человек — это всегда человек обучаемый. Он не боится ситуаций, когда он чего-то не знает. Если не учили, это повод научиться, а не повод отступить.
Только человек, который учится жизни по ходу дела, постоянно, а не до дипломного флажка, будет действительно развиваться и чего-то достигать. Поражения — это нормально. Когда не складывается сразу — это нормально. Меня часто спрашивают: «Сколько попыток ты делаешь прежде, чем у тебя получается то, чего ты хотел?». Я отвечаю: «Сто двадцать. На сто двадцать первую получается».
Если пока «не случилось», надо отряхнуться, идти дальше и делать следующие попытки. Нельзя ставить на себе крест, залезать в ярмо и занимать позицию вынужденной жертвы. Нужно пробовать, учиться и менять угол зрения и точку приложения сил.
Этому не учит российская система образования. В ней могут быть прекрасные программы, педагоги, но очень не хватает одного — контакта учащихся с выпускниками, когда к ним приходит успешный человек, который своим примером показывает, зачем, собственно, надо учиться. Ведь не ради ЕГЭ? Не ради диплома? Конечно, нет.
Для родителей это снижает тревогу за будущее их детей. Педагог именно в этот момент гордится проделанной работой. А ученик видит будущее, которое его ждет. Он верит, что станет таким. Это формирует навык использовать любые обстоятельства, в том числе дурные, для принятия выгодных решений. Так происходит просто за счет веры в полученный позитивный пример. Вот почему «Рыбаков фонд» добивается, чтобы по крайней мере в 10% школ России были сообщества благодарных выпускников. Это огромный потенциал роста для тех, кто пока только начинает свою жизнь.
Сила веры ведь может очень многое. Одни люди сперва просто верят, что у них что-то получится, а потом начинают видеть это в реальности. А другие говорят: «Нет, я сначала хочу увидеть — и только потом поверю». Но если они не видят, то и верить не начнут. И с ними в итоге ничего не случится.