Большинство российских студентов «психологически неблагополучные»

Министерство науки и высшего образования представило доклад по результатам исследования ментального здоровья студентов в период пандемии коронавируса. В исследовании приняли участие 13 ведущих вузов России — Томский госуниверситет, НИУ ВШЭ, МГПУ, УрФУ, РАНХиГС, ДВФУ, МИСиС, СПбПУ, КФУ, Сеченовский университет и другие.

Выяснилось, что большинство студентов демонстрировали признали «психологического неблагополучия» — таких оказалось три четверти среди опрошенных. При этом у каждого пятого студента из тех, у кого выявили психологические проблемы, оказались симптомы умеренной или тяжелой депрессии. Чаще всего такие проблемы были у студентов 1 курса бакалавриата и специалитита. Ученые связывают это с тем, что новоиспеченным первокурсникам, вчерашним школьникам, сильнее всех не хватает живого общения с преподавателями и сокурсниками. Кроме того, они имеют менее развитые навыки саморегуляции и самоорганизации.

Также результаты опроса показали, что наиболее уязвимыми оказали студенты из наименее обеспеченных семей.

Завкафедрой психиатрии и медицинской психологии Казанского государственного медуниверситета Владимир Менделевич, принимавший участие в исследовании, подчеркнул, что речь здесь идет о «доклиническом уровне депрессии, не достигающий глубины расстройства, которое требует лечения».

По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, психологические благополучие – это одно из важнейших условий для поддержания высокого качества образования.

В опросе приняли участие 36 тысяч студентов, 24 тысячи преподавателей, а также 800 родителей.

Ранее ученые Российской академии образования выяснили, почему девушки реже, чем юноши, выбирают технические специальности. Связано это, прежде всего, с социальными стереотипами. «Девушки гораздо меньше (лишь 32%) склонны к выбору STEM-профессий, чем юноши (63%). Решающее влияние здесь оказывают социальные стереотипы, которые независимо от индивидуально-психологических характеристик приводят к снижению у девушек интереса к выбору STEM-направлений», — говорится в результатах исследования.