Недавно Министерство просвещения объявило направления тем итогового сочинения для 11 классов. Эта работа обязательна для всех выпускников школ и необходима для допуска к государственном итоговой аттестации — ЕГЭ.
В этом учебном году утверждены следующие направления тем: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?», «Преступление и наказание — вечная тема», «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». Конкретные темы по этим направлениям будут объявлены в день сочинения, за 15 минут до начала испытания. Для разных регионов будут предусмотрены разные темы в рамках этих направлений.
В ФИПИ прокомментировали направления тем, пояснив школьникам, о чем можно писать и рассуждать. Там также напомнили, что сочинение состоится 1 декабря 2021 года. Для ребят, которые не смогут присутствовать на сочинении в основной срок или получат «незачет», предусмотрены дополнительные даты — 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Комментарии ФИПИ к направлениям тем в 2021-2022 году
Выпускникам предлагается поразмышлять о дороге: реальной, воображаемой, книжной. В сочинении можно написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев. «Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей», — отметили в ФИПИ.
Ребята могут подумать, как технологические новшества повлияли на них самих, как научно-технологический прогресс влияет в целом на человека и окружающий его мир.
«Темы позволят задуматься о диалектике „плюсов“ и „минусов“ цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества», — отметили эксперты, подчеркнув, что эта тема особенно актуальна на фоне вызовов пандемии коронавируса.
Выпускникам требуется проанализировать понятия «преступление» и «наказание» с точки зрения социальных и нравственных явлений, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
«В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести», — рассказали в ФИПИ.
Здесь ребята могут рассказать о своих любимых или важных для себя произведениях.
«Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника», — прокомментировали эксперты.
11-классникам предлагается поразмышлять о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
В ФИПИ также напомнили, что для аргументации темы необходимо использовать примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Ранее эксперты сообщили об изменениях в ЕГЭ, которые планируются в этом году. Пока они проходят общественное обсуждение и окончательно не утверждены. В частности, изменения планируются в ЕГЭ по базовой математике, биологии, истории, географии, литературе, обществознанию.